Развивающие занятия по системе science
Наши задачи:
- Использовать приемы и педагогические технологии, повышающие качество образования для всех.
- Поддерживать детскую инициативу посредством исследований, развития проектной деятельности.
- Применять полученный опыт полученной деятельности.
- Обеспечивать высокую мотивацию поисково-познавательной деятельности, стремиться к более высоким стандартам.
- Формировать умение видеть взаимосвязь знаний о природе в жизни детей и в окружающем мире в целом.
- Развивать эвристическое мышление.
- Накапливать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
- Способствовать развитию интереса к познанию через детскую инициативу.
- Развивать качества ума: сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Программа рассчитана на два года обучения и предусматривает осуществление образовательной работы в разных видах деятельности:
- Комплексные занятия
- Занятия в разных видах деятельности
- В играх
- На прогулках
- В свободной самостоятельной деятельности в течение дня
- В виде своеобразных домашних заданий, даваемых как детям, так и их родителям
- Занятия проводятся в подгруппах один раз в неделю. Предполагается всего 76 занятий длительностью не более 30 мин.
Измерения
- Смысл понятия измерения
- Характеристики измеряемых объектов, единицы измерения системы и процесс измерения.
- Параметры длины, объема, веса и времени
- Использование метрических, нестандартных и принятых единиц измерения
- Подбор соответствующих единиц и инструментов для измеряемого признака
Использование инструментов измерения (мерные стаканчики, брусочки, весы с чашами и пружинные весы, термометры, шприцы (без игл)) - Использование общепринятых мерок для того, чтобы делать сравнения и оценки.
- Использование обычных и цифровых часов для определения времени.
Анализ данных и вероятность
- Уметь строить вопрос и собирать данные в окружающем пространстве
- Собирать, систематизировать, представлять и интерпретировать данные, полученные путем обследования и эксперимента, проведенного на занятии.
- Понимать, что можно узнать о группе вещей, изучая только несколько из них
- Понимать, что некоторые события имеют большую вероятность случиться, чем другие
- Понимать, что некоторые события могут быть предсказаны достоверно, а другие не могут, потому что мы не всегда имеем все данные, которые могут повлиять на данный случай.
- Знать вероятность отдельно взятой ситуации (например, Может ли сейчас пойти дождь? Может ли тигр поселиться дома?)
- Знать, более ли вероятно, одинаково вероятно, или менее вероятно данное событие.
Рассуждения и доказательства
- Планировать и исследовать предположения
- Выбирать и использовать различные типы рассуждений.
- Выбирать различные пути, чтобы доказать предположение
Коммуникации
- Организовывать и объединять общие рассуждения посредством общения
- Сообщать свои взгляды конкретно и ясно детям, педагогам и другим людям
- Анализировать и оценивать естественно-научные взгляды и стратегии других детей.
Связи
- Понимать, как естественно-научные знания связаны с жизнью и базируются друг на друге.
- Узнавать и применять эти знания в контекстах, не связанных с методикой.
Живая природа
- Понимать значение природы в жизни людей
- Понимать, что забота об экологии является основой собственного здоровья
- Знать отличия живой и неживой природы
- Иметь общие представления о космосе, планетах, звездах
- Иметь представление о классификации животного мира: насекомые, рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие (звери)
- Устанавливать связь между средой обитания и внешним видом, образом жизни животных, растений
- Знать необходимые условия для жизни животных, растений (вода, тепло, свет, питание)
Человек
- Различать понятия «часть тела» и «орган»
- Называть органы, находящиеся на каждой части тела
- Знать названия некоторых систем органов (дыхательная, пищеварительная, выделительная и т.д.), называть органы, образующие эти системы
- Иметь представления о функциях и работе некоторых органов (например, уметь слушать работу сердца, знать, что кровь течет по сосудам).
- Иметь представление об основных периодах жизни человека (младенчество, детство, юность, зрелость и т.д.) и связи этих периодов с ведущим видом деятельности.
Свойства материалов
- Понимать зависимость свойств материала от назначения изделий, из которых они изготавливаются
- Иметь представление о переходе материалов из твердого вещества в жидкое и наоборот
- Иметь представление о том, какими свойствами обладает бумага, картон, металл, пластик, стекло, резина, ткань (как взаимодействует с водой, огнем, магнитом, гнется, бьется, рвется,
- растягивается)
- Понимать, что Земля обладает силой притяжения
- Понимать, что предметы имеют разную плотность, и от этого зависит их вес
Воздух
- Знать, что ветер — это поток воздуха
- Знать о том, что воздух занимает место
- Знать, что теплый воздух легче холодного (Почему форточки располагаются вверху, а отопление — внизу)
Свет, отражения
- Понимать, как образуется тень
Понимать, что форма и степень прозрачности тени зависит от контура и прозрачности предмета, ее отбрасывающего
Понимать, что размер тени зависит от размера предмета, ее отбрасывающего и меняется из-за расстояния и угла источника света
Понимать, почему меняется характер тени в течении дня.
Понимать, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и уметь находить предметы с этой поверхностью в группе
Понимать, что предметы в зеркальном отражении имеют обратную ориентацию
Теплота
- Иметь представление о том, что все материалы имеют разную степень теплопроводности (нагреваются по- разному)
Уметь отбирать материалы, которые могут задерживать отдачу тепла (пух, мех и т.д.)
Понимать изменение объема веществ в зависимости от их температуры.
Постоянные магниты
- Знать о свойстве магнитов притягивать предметы из черных металлов
- Понимать, что такое магнитный полюс, магнитное поле
- Освоить правила взаимодействия магнитов между собой
- Маркировать полюса магнитов
- Знать об ориентации незакрепленного магнита
- Изготовить компас
- Уметь ориентироваться по сторонам света
- Электричество
- Знать о возникновении электричества в природе
- Понимать, что электричество — это движение заряженных частиц
- Осознавать, что ток движется от источника энергии к потребителю по проводам.
- Знать правила обращения с электроприборами
- Иметь представление о том, что вода является проводником электричества
- Уметь собирать простые электрические схемы
- Уметь собирать параллельные и последовательные соединения
- Изобрести электроприбор на основе мотора (вентилятор)
Механика
- Познакомиться с Галилео Галилеем — основателем механики
- Усвоить понятие тело, покой, движение, энергия
- Узнать о том, что тела с разной массой падают на землю с одинаковой скоростью
- Увидеть на практике влияние сопротивления воздуха на скорость движения тела
- Познакомиться с понятием «инерция», узнать причину движения и остановки тел
- Увидеть, как одно тело может передавать энергию движения другому
- Создать катапульту своими руками
Цикл «Архимед»
- Знать, что объем — это место, которое занимает тело
- Знать отличия объемных и плоских фигур
- Уметь опытным путем доказать закон Архимеда
- Сравнивать вес предметов в воде и в воздухе
- Понять и уметь разъяснить понятие «давление воды»
- Знать принцип сообщающихся сосудов и находить их пример в привычных предметах (чайник, лейка, сифон под раковиной)
- Измерять давление воды с помощью самодельного манометра («шпионский водолаз»)